+38(067)7202451

test!!!

Зеркальные нейроны. "Mirror neurons", Влад Лившиц

"Как считают ученые, феномен зеркальных нейронов объясняет процесс бессознательного обучения, имитации, психологию толпы. Эти необычные клетки человеческого мозга ответственны за понимание нами чувств и намерений других людей. Фактически зеркальные нейроны внедряют нас в разум другого человека" А. Козлов [32]

"Я предсказываю, что зеркальные нейроны  сделают для психологии то, что ДНК сделал для биологии: они обеспечат единые рамки и объяснят множество умственных способностей, что до сих пор остается загадкой и недоступной для экспериментов"  В. С. Рамачандран [17]

"Зеркальные системы – это способность ментально стать на позицию другого человека. Это основа социума. Музыка имеет такую же структуру,как и синтаксис языка. Мозг – это очень сложный музыкальный инструмент. У ребенка есть генетические основы, специальные механизмы, которые позволяют ребенку изучить язык, минуя учителей,правила и учебники" Т. В. Черниговская [12]

"Зеркальные нейральные системы, в отличие от прозрачных (классических) систем позволяют экономнее описать способ эволюционного возникновения языка и рефлексии как основ сознания человек. В свою очередь, новый взгляд на понятие «нейрон» позволяет пересмотреть нейрокомпьютерные модели и фундаментально изменить, например, нейроматематические подходы"  А. Ю. Алексеев [22]

"Наше сознание всегда хранит красоту в глубине головного мозга благодаря его особым клеткам – зеркальным нейронам"Семир Зеки (Semir Zeki)- основатель нейроэстетики, создатель Института нейроэстетики (2001)

Зеркальные нейроны (ЗН) (англ. mirror neurons) - это  нейроны головного мозга, которые, которые активизируются когда животное совершает действие, и когда она наблюдает за подобным действием другого существа. Впервые  обнаружены ЗН  у приматов (1992). Обнаружены впоследствии ЗН также у человека и  некоторых птиц. У человека ЗН находятся в лобных долях головного мозга в частях, отвечающих  за двигательные функции и в теменной доле большого мозга.  Приемлемого описания реализации нейронами познавательных функций пока нет. Есть предположение, что функционирование ЗН - результат работы объединенной нейронной сети.[24]

Термин «Зеркальные нейроны» был предложен группой итальянских нейрофизиологов:  Джакомо Риззолатти  (Giacomo Rizzolatti) (руководитель) работал с Джузеппе Ди Пеллегрино (Giuseppe Di Pellegrino), Луциано Фадига (Luciano Fadiga), Леонардо Фогасси (Leonardo Fogassi), и Витторио Галлесе (Vittorio Gallese) в университете Парма, Италия.  Они исследовали  мозг  с целью изучения двигательной функции организма методом введения в мозг микроэлектродов. Впервые влияние зеркальных нейронов на поведение обезьяны наблюдали Джакомо Риззолатти и Витторио  Галлесе. [14]  Первоначально они были обнаружены в покрышечной части нижней лобной извилины (зоне F5), затем в нижней теменной доле (поле 40) и верхней височной борозде (поля 22 и 38). Когда обезьяны выполняли какое-либо движение, активность наблюдалась в зоне F5 – прематорной зоне коры головного мозга. При этом нейроны этого участка мозга становились активными не только при выполнении какого-либо действия, но и тогда, когда макаки наблюдали за тем, как другие обезьяны собирались выполнить, или выполняли какое-либо действие. Ранее считалось, что нейроны зоны F5 не реагируют на визуальные раздражители. Джакомо Риззолатти попытался опубликовать статью об этом открытии в журнале Nature (1993), но ее не напечатали в нем, поскольку она, по мнению журнала, не представляла интереса. Первая научная статья о ЗН была опубликована в 1996 г. в  Cognitive Brain Research (Риззолатти и др."Премоторный кортекс и узнавание двигательных действий")[1]. Работа произвела сенсацию в научном мире, и с тех пор интерес к ЗН все возрастает, а финансирование ежегодно возрастает почти в геометрической прогрессии. Исследование ЗН относится к области нейротехнологии, которая быстро развиватеся и имеет прикладноре значение в областях далеких от медицины (нейрокино, нейроэкономика и др.). [30]

ФУНЦИИ ЗЕРКАЛЬНЫХ НЕЙРОНОВ

Зеркальные нейроны можно рассматривать как некоторые переключатели поведения, находящиеся в ассоциативных зонах коры больших полушарий и связывающие сенсорные и моторные отделы. Предполагаемы функции ЗН следующие [2]:

- в некоторых отделах нервной системы высших животных есть ЗН, которые активны и при движении, и при наблюдении этого же движения, выполняемого другой особью.

- они активны во время подражания. Оказывается, что нейрофизиологический уровень подражания - это группа клеток в нескольких областях коры мозга, развивающихся, по-видимому, с рождения. Через подражание были вовлечены в эти исследования следующие явления и проблемы:

- эмпатия как способность понимать эмоции других путём сопереживания;

- язык и речь человека и других животных, особенно, жестовые гипотезы глоттогенеза;

- theory of mind (или понимание чужого сознания, или модель психического, или теория намерений, или макиавеллевский интеллект) - конструкт, описывающий способность понимать психическое содержание других индивидуумов;

- аутизм, одним из симптомов которого считается отсутствие или нарушение понимания чужого сознания и эмпатии;

- общественная жизнь животных, в том числе человека, как предмет этологии и социобиологии;

- актёрское мастерство и гуманитарные исследования, предполагающие метод вчувствования;

- общее развитие культуры и цивилизации через подражание.
Пока функци ЗН полностьтю не ясны. [24]

ПОДРАЖАНИЕ

Подражание - воспроизведение субъектом движений, действий, поведения другого субъекта. Раньше психологи и социологи пытались объяснить подражание с помощью терминов гуманитарных наук, то открытие ЗН позволяет несколько прояснить нейрофизиологический механизм подражания. Подражание является одной из базовых форм научения, нейрофизиологической основой, которой является система ЗН, связывающая сенсорные и моторные отделы коры головного мозга, кодирующие информацию об одних и тех же актах поведения.

ЭМПАТИЯ

Эмпатия - эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого. Она играет фундаментальную социальную роль, обеспечивая разделение чувств, потребностей, целей индивидуумами. Можно рассматривать как составляющую понимания чужого сознания. Имеет много общего с подражанием, а поэтому связана с ЗН. Нейроанатомической основой эмпатии являются система зеркальных нейронов и лимбическая система, но отличается  от нейробиологии подражания. Большую роль играют в эмпатии мозговые структуры связанные с эмоциями.Неоднократно высказывались предположения, что ЗН также участвуют в нейрофизиологических механизмах эмпатии. [26] [27] [36] Утверждается даже, что открытие ЗН подтвердило физическую основу эмпатии. [23] [2]

Чтобы активировать свои зеркальные нейроны, развить способности к эмпатии и поднять жизненный тонус, рекомендуется [20]:

1.Смотреть и созерцать.

2. Взаимное внимание. Активный интерес к другому человеку, желание увидеть в нем личность сближают. Равнодушие, игнорирование других ведет к агрессивности.

3. Эмоциональный резонанс. Способность чувствовать эмоции других и быть способным передать им свои эмоции. Стараться быть свободным, открытым и искренним в проявлении сочувствия

4. Совместная работа. Целенаправленная деятельность сближает и помогает лучше узнать сильные и слабые стороны друг друга.

5. Способность понимать мотивы и намерения окружающих. Для этого необходим опыт в выполнении предыдущих четырех правил. Творческий настрой во время общения, доброжелательность, инициативность помогают в создании гармоничных отношений.

ЯЗЫК И РЕЧЬ

Речь в процессе эволюции возникла на основе подражания звукам и жестам. Зеркальные нейроны позволили людям подражать и, возможно, понимать движения губ и языка других, таким образом, давая толчок для эволюции языковых способностей, если считать речь (на поведенческом уровне) сложнейшей способностью быстро создавать двигательные программы для артикуляционных органов. [21] [36]

ПОНИМАНИЕ ЧУЖОГО СОЗНАНИЯ

Понимание чужого сознания(theory of mind) -  способность отражать сознание других индивидуумов.  Предполагается, что система ЗН обеспечивает понимание другого человека.

АУТИЗМ

Аутизм это заболевание, при котором нарушаются социальные контакты,  возникает неспособность понимать и использовать вербальные и невербальные способы коммуникации, персеверации в моторной сфере, происходит задержка в школьном обучении, неспособность понимать метафорический смысл слов и предложений. При аутизме  обнаруживаются расстройства подражания.  Если  аутизм связан  с нарушениями функции ЗН мозга,  то появляется возможность  разработать новые подходы к диагностике и лечению этого расстройства. Гипотеза, что аутизм полностью объясняется нарушениями функционирования ЗН не подтверждается. [25] [28] Однако другие ученые считают что делать такие выводы пока преждевременно.

НЕЙРОЭСТЕТИКА

Нейроэстетика – новая научная дисциплина, объединившая методы исследования двух наук – гуманитарной и естественной - эстетики и нейрофизиологии. [20]

Согласно положениям нейроэстетики, произведения искусства и литературы черпают существенную часть своих эстетических смыслов в эмоционально-чувственном опыте наблюдателя, который они воскрешают в его памяти. Красота природы существует не в самой природе, а в сознании человека: чувственный образ предмета состоит из субъективных ощущений наблюдателя, из спроецированных вовне душевных состояний. Соотношения между образом предмета и закрепленными в памяти ассоциациями культурного и эмоционального опыта реализуются с помощью зеркальных нейронов головного мозга. В прекрасном должно присутствовать определенное соотношение хаоса и порядка, традиционности и новизны.Согласно нейроэстетике, красота есть отклонение от «уже принятого», нарушение зафиксированной в подсознании нормы, неожиданность, радостное открытие.

Феномен зеркальных нейронов объясняет процесс бессознательного обучения, имитации, психологию толпы. Зеркальные нейроны внедряют нас в разум другого человека.  Способность проникать в чужое сознание делает человека социально адаптируемым.  Человек внутренне бессознательно воссоздает действия, ощущения и эмоции окружающих его людей. Благодаря зеркальным нейронам, восприятие осуществляется  посредством чувства, а не размышлениям.

Система зеркальных нейронов образует общее кратное (the shared manifold, термин Витторио Галлезе), фонд, в котором собраны программы всех действий и переживаний. Наиболее значимым стимулом  является интерес, обращение к нам. Человек обладает уникальной способностью  создавать и понимать метафоры. Наше сознание метафорично. Метафорическое мышление отличает интеллект человека от искусственного интеллекта.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗН
* Френк Керн (известный инфобизнесмен) использует функции ЗН, чтобы влиять на людей при продаже своих DVD. [29] В бизнесе может появиться особое прикладное направление - "зеркальная логистика"

УЧЕНЫЕ ПО ЗЕРКАЛЬНЫМ НЕЙРОНАМ

* Джакомо Риззолатти (Giacomo Rizzolatti) - один из первооткрывателей ЗН. Профессор, глава  Факультета медицины и хирургии  Университета Пармы, Италия

* Марко Якобони (Marco Iacoboni)- итальянский нейробиолог MD, PhD - один из пионеров изучения ЗН ру.ВИКИ

* Вилейанур Рамачандран (Vilayanur S. Ramachandran)- ру.ВИКИ, en.WIKI

* Луциано Фадига (Luciano Fadiga)  M.D., University of Bologna, Ph.D. in Neuroscience, University of Parma. - en.WIKI

* Витторио Галлесе (Vittorio Gallese)- один из первоокрывателей ЗН (профессор    психологии the University of Parma, Italy) см. en.WIKI

* Леонардо Фогасси (Leonardo Fogassi)-  один из первооткрывателей ЗН, PhD, проф.

* Джузеппе Ди Пеллегрино(Giuseppe Di Pellegrino) - проф. психобиолог и физиолог.

* Майкл А. Арбиб (Michael A. Arbib)- PhD по матем., профессор биологических наук.en.WIKI Предложил эволюционную связь между зеркальными нейронами, подражанием, и эволюцией языка.

* Т. В.  Черниговская (T. V. Chernigovskaya) - российский биолог, лингвист и психолог,   профессор.

* Козловский Станислав Александрович — кандидат психологических наук, научный сотрудник факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. [19]

* Семир Зеки (Semir Zeki) -основатель нейроэстетики,
создатель Института нейроэстетики (2001), профессор нейробиологии в Университетском колледже Лондона. [32]

* Эрнст Пёппель (нем. Ernst P;ppel, 1940, Померания) — немецкий психолог и нейробиолог. Научные интересы в области восприятия времени, нейропластичности, нейроэстетики, хронобиологии, нейроанестезиологии, геронтологии, нейроэкономики. (ру.ВИКИ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почти в течение двадцати  лет в научном мире проводится изучение феномена ЗН. Использование методов неинвазийной нейровизуализации для изучения мозга [5] позволило обнаружить и изучить ЗН у человека. Однако пока не удалось получить четкие ответы на все вопросы, возникающие в этой области. Судя по всему, потребуется еще значительное время, поскольку головной мозг человека  оказался  менее изученным, чем это предполагалось. В любом случае будут получены новые данные по функционированию мозга человека, даже если не все предположения о функциях ЗН подтвердятся.
    Знаменитый индийский ученый Вилейанур  Рамачандран (сторонник воздействия эмоций на ЗН) пишет [17], что  40000 лет назад - произошел первый Большой взрыв в человеческой цивилизации (взрыв человеческих умственных способностей и культуры), второй Большой взрыв - после 19 столетия (научная и техническая революция). По-видимому, в 21 столетии нас ожидает и третий Большой взрыв (когнитивная революция), в основе которого будет лежать  моделирование функций зеркальных нейронов с использованием возможностей NBIC-конвергенции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Rizzolatti, G., Fadiga, L., Gallese, V. and Fogassi, L. "Premotor cortex and the recognition of motor actions" p 131-141 in Cognitive Brain Research, No. 3, 1996 ( Риззолати и др.Премоторный кортекс и узнавание двигательных действий).
В зоне F5 премоторного кортекса обезьяны имеются нейроны, которые активизируются в двух случаях: когда обезьяна совершает действие и когда она наблюдает за подобным действием у другой обезьяны, или у экспериментатора. Мы описываем здесь некоторые из этих зеркальных нейронов   и предполагаем, что их активность отражает наблюдаемое действие.  Мы установили кроме того, что это представление движения есть основа для понимания движения. Наконец,  некоторых последние данные показывают, что у человека двигательная активность вызывает активность задней части нижней лобной извилины.  Мы полагаем, что развитие боковой вербальной коммуникационной  системы у человека произошло от более древней коммуникационной системы, основанной на узнавании жестов рук и выражений лица.

2. Косоногов В. Зеркальные нейроны: краткий научный обзор / В. Косоногов. - Ростов-на-Дону, 2009 г. - 24 с. ISBN 978-5-91365-091-7 (http://lit.lib.ru/k/kosonogow_w_w/kosonogow-zerkalxnyenejrony-kratkijnauchnyjobzordoc.shtml)
  3. В.С. Рамачандран: нейроны, сформировавшие цивилизацию (http://www.ted.com/talks/lang/ru/vs_ramachandran_the_neurons_that_shaped_civilization.html)
4. Риззолотти. Зеркальные нейроны (интервью)//Психологическая газета 26.06.2006 (http://psy.su/interview/1924/)

4a. Зеркальные нейроны. Интервью у профессора Риззолатти
(http://reload.by/profiles/blogs/zerkalnye-nejrony-intervyu-u)
5. На штурм мозга СПБ Ведомости Выпуск  № 234  от  12.12.2011 (" target="_blank">http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10283294@SV_Articles)
Новейшие методы неинвазивной нейровизуализации целого мозга (электро- и магнитоэнцефалография, функциональная магнитно-резонансная томография, транскраниальная магнитная стимуляция, оптическая томография). Магнитоэнцефалография, например, регистрирует не активность отдельных нейронов, а группы, ансамбли одновременно активируемых нейронов, которые ответственны за определенные задачи. С помощью этой технологии можно наблюдать, что происходит в голове, скажем, при чтении: написанное слово вы распознаете в течение 200 миллисекунд. Нейронаука в мире очень динамично развивается. Нейросайенс междисциплинарна: охватывает нейробиологов, физиологов, физиков, химиков-органиков, математиков, специалистов по теории информации, инженеров-компьютерщиков. нейроимиджинг, то есть методы регистрации нейрональной активности.

6. Катерина Коламбет. Действие зеркальных нейронов (http://netpeak.ua/blog/mirror_neurons/)

7. The Role of Mirror Neurons in Human Behavior (http://www.usnews.com/science/articles/2011/08/03/the-role-of-mirror-neurons-in-human-behavior)
Зеркальные нейроны могут только способствовать только пониманию того, что другой человек хочет сказать.Например,если в комнате очень шумно. Необходимо пересмотреть также роль зеркальных нейронов в  понимании действия. Люди с аутизмом очень способны понять намерения действий других людей.

8. Are mirror neurons the basis of speech perception?
У  человека зеркальная система / двигатель речевой системы не являются критическим для восприятия речи. Доли  временных структур, а не двигательная структура, являются основным субстратом для восприятия речи Эта система является двусторонне организованной.

9. Лекция про зеркальные нейроны. http://russkij-waldorf.livejournal.com/55656.html
Существуют зеркальные нейроны, действия которых объясняют принцип подражания у маленьких детей. Современная наука экспериментально доказало то, о чём Штайнер говорил из своего духовно-научного опыта почти сто лет назад. Если ты считаешь/видишь/представляешь, что у этого ребёнка всё получится, всё образуется, таланты найдутся и раскроются и т.п., то ребёнок всё это чувствует и это его мотивирует к учёбе и к успешности. А если ты (при этом ты можешь говорить правильные слова) пессиместичен по отношению к ребёнку, думаешь о нём как о неудачнике, то он и будет неудачником.

10. Ученые зафиксировали работу зеркальных нейронов мозга
(http://health.mail.ru/news/ru/20102/)
Зеркальные нейроны делают человека человеком. Они работают не только при выполнении действие, но и тогда, когда приходится наблюдать за действием, выполняемым кем-то. Команда ученых во главе с Итзаком Фрайдом, профессором в области нейрохирургии и психиатрии, впервые зарегистрировала работу зеркальных нейронов. Оказалось, что они находятся не только в моторных областях, но и в зонах зрения и памяти. Оказалось, что зеркальные нейроны были наиболее активны при выполнении и наблюдении. Они находились в центре лобной коры и центре теменной коры. Например, лобная кора помогает в выборе движения, а теменная — восстанавливает память о подобных действиях. Ученые подозревают, что нарушение работы зеркальных нейронов связано с развитием аутизма, при котором люди теряют способность к общению и восприятию действительности.

11. Маленькие пауки прячут избыток мозга в ногах

(http://www.dzd.ee/668960/malenkie-pauki-prjachut-izbytok-mozga-v-nogah/)
Смитсоновский институт исследований тропиков (США) обнаружил, . что излишек нервной ткани у маленьких пауков заполняет 80% полостей тела, распространяясь даже в конечности. Нервная система, как пишут исследователи в журнале Arthropod Structure and Development, даже у некоторых взрослых пауков занимает до 80% внутренних полостей тела, и 25% из них приходится на ноги. Пауки в буквальном смысле хранят избыток мозга в конечностях.  Пауков следует признать и умнейшими созданиями на Земле: их мозг составляет более 15% от массы тела, а у  человека  2-3%.

12. Как исследования мозга изменят жизнь в 21 веке?

(http://www.voanews.com/russian/news/Brain-Study-2011-11-22-134368628.html)
Лекция профессора Татьяны Черниговской в Вашингтоне
в институте Курчатова в Москве открылся NBIC–центр. NBIC (NanoBioInfoCogno) – это аббревиатура, которая означает совмещение в одной цепочке нано и биоинженерных технологий, информационных и компьютерных технологий, а также когнитивных ресурсов, нацеленных на искусственный разум. Заместителем директора центра стала российский биолог, лингвист и психолог, профессор Санкт-Петербургского университета Татьяна Черниговская.

Когнитивная наука представляет собой междисциплинарное научное направление, которое объединяет психологию, лингвистику, теорию познания, теорию искусственного интеллекта, нейрофизиологию. Цель когнитивной науки -  разгадать и описать, как человек думает, почему он говорит, как он понимает то, что другие говорят, и что в это время происходит в мозге.

«Мы – такие, как мы есть, и наша цивилизация – плохая или хорошая – такая потому, что у нас такой мозг. Все что мы сделали на этой планете, и что мы сделаем – потому что у нас такой мозг. Мы познаем мир, мы видим его так, у нас картина мира такая, потому что у нас такой мозг»  Т. Черниговская, Зам. Директора NBIC–центра. Итальянский ученый Джакомо Ризолатти сделал открытие (1996) — он обнаружил «зеркальные» нейроны. Зеркальные системы – это способность ментально стать на позицию другого человека. Способность ментально встать на позицию другого человека (Mental ability to stand on the position of another person) Это основа социума. Музыка имеет такую же структуру, как и синтаксис языка. Мозг – это очень сложный музыкальный инструмент. У ребенка есть генетические основы, специальные механизмы, которые позволяют ребенку изучить язык, минуя учителей, правила и учебники.

13. Ramachandran, V.S., "Mirror Neurons and imitation learning as the driving force behind "the great leap forward" in human evolution", Edge, no. 69, May 29, 2000
14. Mirror, Mirror On The 'Cell Wall?

Однажды летом 15 лет назад в Парме, Италия, обезьяна сидела в специальном кресле лаборатории ждет исследователей, чтобы вернуться с обеда.  Тонкие провода были имплантированы в области ее мозга, участвующих в планировании и осуществлении движений.  Аспирант вошел в лабораторию с мороженым в руке.  Обезьяна посмотрела на него.  Затем произошло нечто удивительное.  Когда студент поднял конуса к его губам, монитор вострубил, и даже если обезьяна не двигалась а просто наблюдал студент, схватив конуса и перемещение его в рот, область его мозга, ответственные за эти действия "зеркальные" их, как если бы обезьяна сам конус мороженого в руке.

Джакомо Риззолатти и Витторио Галлессе(Vittorio Gallesse) обнаружили зеркальные нейроны.  Они обнаружили, что нейроны в вентральной предварительно двигательной области макак будет срабатывать каждый раз, когда обезьяна выполняет комплекс действий, таких как достижение для арахиса, потянув рычаг, толкая дверь, и т.д. (Различные нейроны пожара для различных действий. ) Большинство этих управляющих нейронов двигательных навыков (первоначально обнаружен Вернон Mountcastle в 60-х), но их подмножество, итальянцы обнаружили, срабатывает даже тогда, когда другая обезьяна  выполняет те же действия.

15.Зеркальные нейроны и концепты// Журнал «Компьютерра» N 27-28 от 25 июля 2006 года

(http://www.e-reading.org.ua/chapter.php/79145/31/Zhurnal__Komp-28_ot_25_iyulya_2006_goda.html)
"Открытие Риззолатти и Арбибом зеркальных нейронов и вообще так называемых зеркальных систем дает совершенно новые подтверждения принципиальной важности имитации и даже самого факта фиксации действий «другого»… для возникновения языка и рефлексии как основ сознания человека. Зеркальные нейроны были открыты в префронтальной моторной коре макак, в частности в зоне F5. Было обнаружено, что эти системы картируют внешнюю информацию - действия (не просто движения), совершаемые другим существом, необязательно того же вида, но с понятной системой координат и интерпретируемым поведением. ‹…› Зеркальные нейроны реагируют только на определенное действие… когда субъект делает что-то сам, когда видит это действие или слышит о нем. Риззолатти говорит и о зеркальных системах, которые есть практически во всех отделах мозга человека и активируются, в том числе, при предвидении действия, при сопереживании эмоций или воспоминании о них и т. д.
Гомологичная исследованной на макаках в связи с открытием зеркальных нейронов зона мозга человека - 44-е поле по Бродману, частично являющееся зоной Брока и обеспечивающее речь. Оказалось, что и у человека эта зона отвечает как за сами хватательные движения, так и за наблюдения за ними, что показывает, на основе чего развился мозг, готовый для функционирования языка и построения моделей сознания других людей".
Татьяна Черниговская, «Зеркальный мозг, концепты и язык: цена антропогенеза», Физиологический журнал им. И. М. Сеченова, 2006, т.92, N1, с.84-99
16. Michael A. Arbib "From Action to Language via the Mirror System" (Cambridge University Press, 2006).

17. MIRROR NEURONS and imitation learning as the driving force behind "the great leap forward" in human evolution [6.1.2000]By V.S. Ramachandran
В. С. Рамачандран. Зеркальные нейроны и имитация обучения, как движущая сила "большой скачок" в эволюции человека [6.1.2000]
Я предсказываю, что зеркальные нейроны сделают для психологии то, что ДНК сделал для биологии: они обеспечат единые рамки и объяснить множество умственных способностей, что до сих пор остается загадочной и недоступной для экспериментов.

Открытие зеркальных нейронов позволяет открыть вековую загадки происхождения языка.эти нейроны могут также позволяют  понять движения языка и губ - губы и язык движений других, которые, в свою очередь, могли бы обеспечить возможность для развития языка.

Синдром "отказа" или анозогнозия также объясняется ЗН. (отрицание паралича у себя и у соседа при инсульте). У детей с аутизмом также должно быть   подавление активности ЗН. Большой взрыв эволюции мозга человека - 40 тыс.лет тому назад - из-за возникновения ЗН. Второй большой взрыв - после 19 в. научная и промышленная революция.Отчасти из-за обучения имитации и быстрой "культурной" передачи знаний.

18. Козловский А. С. Нейроны Зазеркалья - Ж. "Вокруг света"
(http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/446/)
19. А. С. Козловский (http://www.psy.msu.ru/people/kozlovskiy.html)

20. Нейроны и красота/ Газета «День за Днем», 20 мая 2011 года
(http://rjumin.ee/publication/2011_m05.html)
Наше сознание всегда хранит красоту в глубине головного мозга благодаря зеркальным нейронам. Красота – это  переживаемая нами эмоция.  нейроэстетики – новой научной дисциплины, объединившей методы исследования двух наук – гуманитарной и естественной - эстетики и нейрофизиологии.

В прекрасном должно присутствовать определенное соотношение хаоса и порядка, традиционности и новизны. Люди понимают мир не «с нуля», но лишь как отклонение от «уже принятого». Как показывают современные исследования зеркальных нейронов, это «уже принятое» есть та основа, на которую опирается индивид в своём собственном познании и действии, не его индивидуальное «я», а интерсубъективная связь с другими людьми. Это «уже принятое» вкладывает в нас социум, в том числе с помощью зеркальных нейронов. Согласно нейроэстетике, красота есть отклонение от «уже принятого», нарушение зафиксированной в подсознании нормы, неожиданность, радостное открытие. «Мир преображается и возвращается к Божественному началу, когда душа приобщается к подлинной красоте» (Плотин).
Почему я ощущаю то, что ты ощущаешь? Зеркальные нейроны обнаружили в 1990-х годах, когда группа итальянских нейробиологов из Пармы под руководством Витторио Галлезе. Позднее подтвердилось, что зеркальные нейроны есть и у человека. Как считают ученые, феномен зеркальных нейронов объясняет процесс бессознательного обучения, имитации, психологию толпы.  клетки человеческого мозга ответственны за понимание нами чувств и намерений других людей. Зеркальные нейроны внедряют нас в разум другого человека. Способность проникать в чужое сознание делает человека социально адаптируемым. Работе зеркальных нейронов позволяет восприятие осуществляеть быстро и естественно посредством чувства, а не размышления. Система зеркальных нейронов имеется у каждого индивидуума.Она образует общее кратное (the shared manifold), фонд, в котором собраны программы всех действий и переживаний: «Я, в принципе, таков же, как и все другие, а другие, по сути, такие же, как я». наиболее значимым стимулом является интерес к нам других,  Система зеркальных нейронов, – обеспечивает передачу  знаний и из поколения в поколение. Зеркальные нейроны  культурная память человечества, нейробиологическая структура коллективного бессознательногооценка нас другими людьми. Трудно найти такого человека, которому было бы безразлично, что о нем думают другие. Это важный стимул для жизнедеятельности всего организма.
В жизни, может быть, нет логически обнаруживаемого смысла, но есть красота. Д.Х.Джебран

Ученые исследуют связь зеркальных нейронов с уникальной способностью человека создавать и понимать метафоры. Наше сознание метафорично. Именно умение мыслить метафорически отделяет интеллект человека от искусственного интеллекта.

Красота одухотворяет и человека, и вселенную. Чтобы активировать свои зеркальные нейроны, развить способности к эмпатии и поднять жизненный тонус, рекомендуется:

1.Смотреть и созерцать.

21. Черниговская Т. В. Зеркальный мозг, концепты и язык: цена антропогенеза (http://www.nemoai.narod.ru/Library/Chernigovskaya.pdf)
22. А.Ю. Алексеев. Роль нейрокомпьютера в электронной культуре
(http://www.ec-ai.ru/default.asp?article=12)
Нейрокомпьютер представлен в формате концепта методологической парадигмы, совмещающей метафизическую и инженерную проекции на социокультурную проблематику. Доказывается тезис детерминации нейрокомпьютером материального базиса и духовной составляющей электронной культуры (э-культуры), так как нейрокомпьютинг в большей степени, нежели чем другие направления искусственного интеллекта (ИИ), обеспечивает решение психотехнической проблемы, суть которой – имитация или воспроизведение феноменов сознания посредством НБИК-технологий  (ИИ представляется метатехнологией э-культуры).
Зеркальные нейральные системы, в отличие от прозрачных (классических) систем позволяют экономнее описать способ эволюционного возникновения языка и рефлексии как основ сознания человек. В свою очередь, новый взгляд на понятие «нейрон» позволяет пересмотреть нейрокомпьютерные модели и фундаментально изменить, например,  нейроматематические подходы.

23. Путилин А.И. Нанотехнологии и социум. Учебно-информационный материал. 2007

(http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000992/st000.shtml)
Открытие "зеркальных нейронов" подтвердило физическую основу эмпатии.
24. Тайна человеческого мозга. Часть3

(http://www.objectiv-x.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=506:-3&catid=54:2011-02-17-13-56-18&Itemid=164)
Важно упомянуть и о зеркальных нейронах, открытых в начале 1990 х гг. итальянскими учеными из университета города Пармы Джакомо Риццолатти, Витторио Галлезе и Леонардо Фогасси. Эти специфические нейроны активизируются, если человек непосредственно совершает какое-то действие или когда он наблюдает за кем-то, кто совершает какое-то действие. Подобные нейроны нашли и у приматов, и у некоторых птиц. У человека зеркальная активность проявляет себя в лобных долях головного мозга, в зонах, отвечающих за осуществление разнообразных движений, а также в теменной доле большого мозга. Пока так и не появилось приемлемого описания реализации нейронами познавательныхз функций. К тому же  существует достаточно распространенное мнение, что функционирование зеркальных нейронов - результат работы объединенной нейронной сети. Функция ЗН полностью не ясна.

25. Mirror images : neural correlates of emotion processing in autism, schizophrenia, and mental healthЗеркало изображений: нейронные корреляты эмоций обработки в аутизм, шизофрения, и психическое здоровье
(2011) Bastiaansen, Jojanneke Адриана Clasina Johanna

(http://dissertations.ub.rug.nl/faculties/medicine/2011/j.a.c.j.bastiaansen/)
Представьте себе, что вы видите женщину, которая кусает  бутерброд, после чего у неё  гримасы и она подносит  руку ко рту, тошнота. Аналогичное выражение, скорее всего, появится и на вашем лице, и вы даже можете начать чувствовать у себя немного тошниту. В данной работе мы показано, что такое  восприятие моций и опыта, происходит очевидно
на уровне мозга: видя других эмоциональных выражений лица включает в себя некоторые из тех же регионов, испытывающих эмоции сами. Зеркальное или симулируя двигателя аспекты в так называемой системы зеркальных нейронов (СЗН) играет важную роль в этом процессе. В отличие от того, что считалось ранее, мы покажем, что отклонения в СЗН не может объяснить целое созвездие клинических особенностей, связанных с аутизмом. Мы находим, что взрослые, страдающие аутизмом имеют улучшения в зеркальном отображении с возрастом, что может быть связано с небольшим одновременное улучшение социального функционирования. В дополнение к аутизму, шизофрения характеризуется социальным дефицитом. Мы показали, что, в то время как социальный профиль шизофрении иногда напоминает, что при аутизме, когда негативные симптомы (такие как плоская аффект) более выражены различия в лежащие в их основе нейронных профилей доминируют. Включение исследований по  аутизму и шизофрении увеличивает наши знания о возможных нейробиологических механизмов по социальнаой дисфункция в целом, а также из этих заболеваний в частности. Эти идеи могут обеспечить новые важные направления для разработки более эффективных методов лечения.

26.Decety, J., & Jackson, P.L. (2004). The functional architecture of human empathy. Behavioral and Cognitive Neuroscience Reviews, 3, 71-100.
27. Gallese, V. (2001). The «Shared Manifold» hypothesis: from mirror neurons to empathy. Journal of Consciousness Studies, 8, 33-50.

28. Опровергнута гипотеза о связи аутизма с нарушениями работы зеркальных нейронов

(http://www.liveinternet.ru/tags//)
В 2005 году в журнале Nature;Neuroscience была опубликована статья американских учёных, в которой утверждалось, что зеркальные нейроны детей-аутистов, наблюдающих за гримасничающими людьми, проявляют аномально низкую активность.

Группа нейробиологов из Университета Карнеги — Меллона, Нью-Йоркского и Питсбургского университетов (все — США) на опыте доказала, что зеркальные нейроны у аутистов функционируют вполне исправно.
Полученные результаты некоторые специалисты, впрочем, считают малоубедительными. Психиатр Джастин Уильямс (Justin Williams) из Абердинского университета (Шотландия), к примеру, указывает на то, что проверку способности к распознаванию и повторению действий нельзя считать доказательством полностью исправной работы зеркальных нейронов.

28. Один и лучших секретов маркетологов – зеркальные нейроны

Когда вы открываете то, что вы хотите – вы испытываете волнение. А когда смотретить как кто-то открывает то, что вы хотите, вы испытываете тоже волнение, благодаря зеркальным нейронам.Когда вы делаете людей счастливыми, взволнованными, они будут слушать вас с большим интересом.  Если вы хотите, чтобы люди купили ваш продукт, вам нужно в конце видео пройти все этапы продаж. Когда вы делаете людей счастливыми, взволнованными, они будут слушать вас с большим интересом. Чтобы влиять на людей нужно подобрать правильные слова, чтобы сформировать правильные мысли.

29. Читать мысли может каждый

(http://www.infoniac.ru/news/Chitat-mysli-mozhet-kazhdyi.html)
30. Зеркальные нейроны

(http://vkontakte.ru/note2126505_11232437)
Зеркальные нейроны - это та структура мозга, которая заставляет шимпанзе обезъянничать, а птиц - сбиваться в стаи. Оказывается, наши мозги зарпрограммированы, чтобы имитировать поступки окружающих.

Даже если мы не общаемся с человеком непосредственно, мозг воспринимает и обрабатывает информацию на очень глубоком уровне. Например, входя в какое-то помещение, мы чаще всего сразу же чувствуем, кто из находящихся там людей относится к нам с симпатией, а кто - с антипатией. Более того, если вы сами по какой-то причине недовольны собой, то и окружающие люди начинают выражать недовольство. Во многих случаях люди просто "отражают" сигналы, которые вы сами посылаете в окружающее пространство. Другими словами, если вы считаете себя неудачником, то и окружающие будут воспринимать вас точно так же.
    Если вы измените отношение к самому себе, то и другие люди будут воспринимать вас по-другому. Для этого надо заново адаптировать свои зеркальные нейроны. Это нелегко, но вполне выполнимо." Роберт Т. Кийосаки

30. Сланевская Н.М. Мозг и мышление человека как высшая стратегия безопасности и развития страны: угроза и благо от расцвета нейронаук в XXI веке
(http://www.neurosciencerus.org/SecurityMoscowArticle.pdf)
Мозг обладает также .зеркальными нейронами., которые отвечают за непроизвольную имитацию работы мозга другого человека. Если кто-то ест кислое и морщится, то и другой непроизвольно морщит лицо. Это называется способностью к сопереживанию (empathy), в которую вовлечена и зеркальная система нейронов144. Зеркальная система нейронов помогает наблюдать за другими и учиться как вести себя в социальной ситуации, непроизвольно усваивает как окружающую агрессию, так и моральное поведение. К этому следует добавить теорию .считывания мыслей. (.Th eory of Mind. — ToM), выдвинутую нейроучеными и изучаемую с помощью сканирования мозга145. (с.662)

Нейронаука достигла значительных успехов благодаря новым технологиям сканирования мозга: функциональной магнитно-резонансной томографии (fMRI), позитронной эмиссионной томографии (PET), инфракрасной спектроскопии (NIRS), компьютерной томографии (CT), магнитоэнцефалографии (MEG), электроэнцефалографии (EEG). Нейротехнологии, используемые в исследованиях, становятся все более совершенными и дают все более точное описание нейробиологии мозга. Ряд нейроученых надеется достичь недостижимого — читать мысли и предсказывать поступки человека с помощью нейротехнологий.

31.  Теодор Качинский. Манифест Унабомбера Индустриальное общество и его будущее (http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/102360/Kachinskiii_-_Manifest_Unabombera.html)
«Тот факт, что человеческие мысли и чувства настолько открыты биологическому вмешательству, показывает, что проблема управления человеческим поведением является главным образом технической проблемой: проблемой нейронов, гормонов и сложных молекул; она из разряда проблем, доступных для научной атаки. Отдавая должное выдающимся достижениям нашего общества в решении технических проблем, представляется весьма вероятным, что в области контроля человеческого поведения могут быть достигнуты значительные результаты» Теодор Качинский «Манифест» п.158

«Образование больше не является простым делом, когда ребёнка шлёпают по попе, если он не выучил уроки, и гладят по головке, если выучил. Оно превратилось в научный метод управления развитием ребёнка» п. 148»
«Неврология может предоставить другие средства модификации человеческого разума. Генная инженерия уже начала применяться в виде "генной терапии", и нет никаких оснований допускать, что в конце концов такие методы не будут использоваться для модификации тех аспектов тела, которые наносят вред умственному функционированию» п. 149

32. Алексей Козлов. Нейроэстетика: как мозг видит красоту
(http://www.elitniy.ru/article/show/836/)
Наше сознание всегда хранит красоту в глубине головного мозга благодаря его особым клеткам – зеркальным нейронам. Семир Зеки (Semir Zeki) - автор термина «нейроэстетика» и основоположник этой науки.  8 законов художественного опыта Рамачандрана: МАКСИМАЛЬНОЕ СМЕЩЕНИЕ, ГРУППИРОВКА, ИЗОЛЯЦИЯ, РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ВОСПРИЯТИЯ, СИММЕТРИЯ, ПОВТОР, РИТМ, ОРЯДОК, ОТВРАЩЕНИЕ К СХОДНОМУ/ОБЩЕМУ МНЕНИЮ, ВИЗУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА.

1 МАКСИМАЛЬНОЕ СМЕЩЕНИЕ

Свой первый закон восприятия искусства Рамачандран назвал «максимальным смещением».

В соответствии с принципом максимального смещения наиболее привлекательное женское лицо не всегда является «средним», а, наоборот, обычно обладает определенными преувеличениями.

2 ГРУППИРОВКА

огда нашему мозгу удается из сложного фона выделить четкую фигуру или объект, то это определенно приносит нам некоторое эстетическое удовольствие.
человеческий мозг успешно группирует правильные фрагменты один к другому. Чтобы увидеть объект, из зрительных центров мозга в эмоциональные центры лимбической системы поступает сообщение, давая им толчок. Принцип группирования широко используется в искусстве, например, в импрессионизме, абстракционизме или даже в дизайне моды
3 ИЗОЛЯЦИЯ

Еще один закон восприятия – закон изоляции, или преуменьшения. Главная информация о гибких, мягких очертаниях девицы с журнального разворота передается линиями ее тела. Тон ее кожи, цвет волос и так далее не имеют значения для красоты ее наготы. Вся эта несущественная информация перегружает картину и отвлекает внимание от того, на что оно должно быть направлено, – на ее контуры и линии. Исключая такую несущественную информацию из рисунка или эскиза, художник оберегает ваш мозг от большой травмы.

4 РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ВОСПРИЯТИЯ

Принцип этого закона содержится в утверждении, что. мозгу нравится «выискивать» прекрасное. Изобразительное искусство можно рассматривать как форму зрительной «прелюдии» перед «оргазмом».
Эстетическая привлекательность симметрии легко понятна и объяснима. Распознание симметрии всегда было биологически важно для человека, как и для многих других биологических видов. В частности, эволюционные биологи предполагают, что у всех нас есть определенная предрасположенность к симметрии.

6 ПОВТОР, РИТМ, ПОРЯДОК

Известно, что нервная деятельность человека отличается синтетической направленностью. Человеку попросту необходимо все время строить недвусмысленные, четкие и правдоподобные строгие модели окружающего мира. Человек склонен к упорядочиванию. И именно поэтому человек постоянно ищет форму там, где формы вовсе нет. Ищет порядок, стремится к порядку.  наличие повторяющегося ритма - в поэзии или музыке, повторяющегося узора на картине, визуальный ритм - все это, безусловно, рождает в нас чувство прекрасного.

7 ОТВРАЩЕНИЕ К СХОДНОМУ/ОБЩЕМУ МНЕНИЮ

красота – это также нарушение нормы, отклонение от нее, сюрприз, открытие, радостная неожиданность. Ощущение красоты возникает каждый раз, когда полученное превышает неосознанно прогнозируемую норму. гораздо энергичнее реагирует на новые и неожиданные события. Это в полной мере относится и к искусству. Ведь очень часто провокация, неожиданное решение художника, новые приемы и техники художественного мастерства, новизна начинают восхищать нас.

8 ВИЗУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА

Зрительная, или визуальная метафора - во многих отношениях самое важное, хотя и самое неуловимое в искусстве. В литературе метафора - это сопоставление двух, казалось бы, несвязанных вещей, для того чтобы ярче высветить аспект одной из них. Мозг человека склонен создавать абстрактные кросс-модальные понятия, получая от этого эстетическое наслаждение.)
Наше сознание всегда хранит красоту в глубине головного мозга благодаря его особым клеткам – зеркальным нейронам! Именно это открытие, по сути, дало мощный толчок развитию нейроэстетики.

Как считают ученые, феномен зеркальных нейронов объясняет процесс бессознательного обучения, имитации, психологию толпы. Эти необычные клетки человеческого мозга ответственны за понимание нами чувств и намерений других людей. Фактически зеркальные нейроны внедряют нас в разум другого человека.

когда мы смотрим на великие произведения красоты, возбуждается та же часть мозга и с той же силой, как и когда мы влюблены.
В момент просмотра картин у испытуемых происходил всплеск допамина в орбитофронтальной коре головного мозга, которые, как известно, связаны с удовольствием и желанием и участвуют в вызове приятных чувств в мозге. Это мощный эффект часто ассоциируется с романтической любовью и незаконным употреблением наркотиков.

Кроме того, Зеки утверждает, что художники подсознательно используют в создании своих работ методы, способные впоследствии оказывать на зрителя сильное эмоциональное воздействие. Зеки предполагает, что «художник в некотором смысле невролог, изучающий потенциалы и возможности головного мозга посредством своих визуальных инструментов.

33. Тамара Кузьмина. ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

34. Революция в неврологии: тюнинг мозга.

Наука открыла новую эпоху в нашей способности учиться, быть творческим, помнить, контролировать настроение, снимать стресс, избавляться от нежелательных моделей поведения, а также, в достижении множества других желательных целей с появлением замечательной работы д-ра Джеральда Остера (Gerald Oster) из Mt. Sinai Medica lCenter в октябре 1973 года в журнале Scientific American.

* Часть первая. Слуховые ритмы в мозге.

* Часть вторая. Четыре типа мозговых волн.

* Часть третья.

(http://relaxmusic.my1.ru/publ/informacionnye_stati/revoljucija_v_nevrologii_tjuning_mozga_chast_tretja/3-1-0-6)
* Часть четвёртая. Связь с эндорфинами.

35. Менеджмент 2.0: новая версия для нового века

(http://www.germostroy.ru/art_887.php)
"Национальная инженерная академия США выдвинула недавно (2008) 14 задач общемировой значимости для XXI века: разгадать принципы работы человеческого мозга, наладить единую систему сбора и обработки
медицинской информации, изобрести способ «складирования» углекислого газа и др"

36. Эмпатия. Истоки человеческой речи. Зеркальные нейроны.
(http://nayanaworld.com/publ/ehmpatija_istoki_chelovecheskoj_rechi_zerkalnye_nejrony/2-1-0-128)