+38(067)7202451

 

Философия Санкхья - одна из важнейших философских систем арийской цивилизации Бхарты-Варша.

Философия Санкхья в чем-то схожа с физикой. Она также подробно описывает строение вселенной вплоть до строения атомов, а также описывает важнейшие законы вселенной. Но современная физика, в отличии от философии Санкхья, лишь частично имеет представление о знании древних законов. Эта философия описывает строение вселенной с позиции первоэлементов. Современные ученые думают, что это такое примитивное отношение к науке, так как такие первоэлементы как земля, вода, огонь, воздух, эфир кажутся чем-то очень простым. Древние арийцы под этими первоэлементами подразумевали принципы устройства материи, принципы функционирования. Эти пять стихий в Аюрведе обозначаются как "Составные элементы бытия". Они сосредоточивают в себе интеллект нашей натуры и формируют структуру нашего материального мира. Они делают нас тем, что мы есть, а именно: живыми организмами, которые построены по внутреннему плану на основе информации с глубокими корнями- это интеллектуальная первичная субстанция, которая управляет развитием каждой клетки нашего тела.

Так стихия земля отличает принцип структуры. Принцип воды подразумевает закон гравитации, то есть то, что связывает все атомы вместе. Стихия огня означает принцип излучения тепла, энергии. Элемент воздуха показывает принцип движения- закон развития вселенной. И, наконец, элемент эфира представляет собой некую полевую структуру, энергоинформационную матрицу вселенной.

Кроме этого, философия Санкхья описывает такие тонкоматериальные элементы: как чувства, ум, интеллект и так называемое ложное эго. Эти элементы имеют большое значение и отношение к нашему телу. Так как наше тело является одной из частиц вселенной, то знание микрокосма - строения нашего тела очень важно с позиции обще вселенского масштаба.

Считается, что эти пять первоэлементов, сочетаясь между собой, образуют три элемента жизненной или биологической энергии:

-эфир и воздух образуют принцип движения

-огонь и вода являются принципом превращения

-земля и вода являются принципом придания формы то есть структуры.

Эти три жизненные энергии, три досхи имеют в Аюрведе названия: "вата", "питта" и "капха".

Значение и функции трех биоэнергетических сил разъясняются в учении о трех досхах которое является основой Аюрведы. По этому учению, в каждом живом организме присутствуют три невидимых, связанных между собой вида энергии, которые действуют и регулируют организм. Они определяют как внешнюю форму, так и внутренние функции. Применительно к людям это означает, что наша жизнь,

физическое и душевное здоровье, как и наша сущность определяются составом и взаимодействием этих трех таких материальных энергий. Махатма Ганди сказал: "Мир состоит из пяти стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира. Это относится и к нашему телу. Оно представляет собой нечто вроде микровселенной. Потому все эти стихии должны быть представлены в организме в правильном соотношении: чистая земля, чистая вода, чистый огонь или солнечный свет, чистый воздух и свободное пространство."

Энергия Вата: все о движении.

Из эфира и воздуха возникает "вата"- досха, ответственная за жизненный принцип: "Движение, течение и движущая сила". Свойства обеих стихий лучше всего описать как проникающие, подвижные, гибкие, легкие, шероховатые, сухие и холодные. В природе "вата" приравнивается также к ветру. В нашем теле энергия "вата" управляет всем, что отвечает за движение тела, ума, органов чувств и за процессы выделения. "Вата" является досхой- "царем", посклольку она представляет собой чистую жизненную энергию и приводит в движение обе другие досхи - "питту" и "капху". Сила "вата" возбуждает нашу душу (психику), она регулирует дыхание и вызывает активность.

Энергия питта: все претерпевает изменения.

Досха "питта" состоит из огня и воды. При этом находит выражение главным образом сила стихии огня, а стихия воды оказывает лишь небольшое влияние. В принципе, огонь имеет свойство изменять материю, поскольку он преобразует горючие вещества. Огонь создает также жар, его пламя оживленно, легко, проникающее, светло и сухо. В связи с таким свойствами, "питта" в нашем теле отвечает за все реакции, при которых возникает тепло. Кроме того она обладает сжигающим действием и при переваривании пищи она сокращает тепло тела и снабжает его отдельные органы теплом. Все процессы переваривания и обмена веществ управляются этой досхой. "Питту" также называют движущей силой жизни, поскольку она обостряет интеллект, стимулирует способность к движению и возбуждает у человека целеустремленность.

Энергия капха: все имеет сложившуюся структуру.

Комбинация воды и земля дает досху "капху", которая имеет водянистые и твердые свойства, наподобие земли. Характер действия воды заключается в том, чтобы сделать тело влажным и полным, а также чтобы его жидкие составляющие находились в движении. Её свойствами являются плотность, тяжесть, мягкость, инертность, текучесть, влажность и холод. Принцип действия стихии "земля" заключается в том, чтобы сделать тело твердым, сильным, тяжелым, жестким.

Обобщенно для досхи "капха" действуют следующие характерные признаки: тяжелый, маслянистый, медленный, холодный, устойчивый, прочный и инертный.

Применительно к телу энергия "капха" действует, придавая форму и формируя структуру.«Капха» отвечает за строение клеток и скелета. Она придает телу устойчивость и прочность, но одновременно и гибкость. Если обе другие досхи - "вата" и "питта" приводят в действие и нагревают наш жизненный двигатель, то "капха" заботится о том, чтобы мы правильно и сбалансировано обращались со своими жизненными энергиями. В качестве структурного принципа она отвечает за психологическую устойчивость и стойкость. Она предоставляет резервы, которые придают телу и душе силу и выдержку.

Поделись с друзьями