+38(067)7202451

 

Почему так много людей пытается, и так мало овладевает языком?

Скажите, пожалуйста, если вы будете долго смотреть видеозаписи, как катаются фигуристы , вы научитесь ездить на коньках так же хорошо, как и они?

Если вы лет 5-10 будете два раза в неделю смотреть в ноты и даже иногда слушать музыку, вы научитесь играть на музыкальном инструменте?

Если вы будете регулярно изучать правила дорожного движения, а на досуге разбирать автомобиль и учить наизусть названия его запчастей, вы скоро научитесь ездить?

Если вы будете читать биографии выдающихся боксеров и и даже иногда смотреть видео с их участием, вы скоро станете таким же мастером, как и они?

 Что за глупости, скажете вы. Это же очевидно, что таким путем овладеть навыками невозможно. Для этого нужно не смотреть, слушать, или читать теорию, а выполнять реальные физические действия, тренироваться.

 

Почему же тогда для овладения языком, что представляет собой точно такой же телесный навык, вы делаете совершенно бесполезные, ненужные, и даже вредные действия, надеясь получить от этого результат, никак не соответствующий этим действиям?

 

Проблема в том, что языковые действия выглядят как движение только на начальном этапе овладения языком, а затем они уходят во внутрь, "интериоризируются", как говорят ученые. Но от этого они не перестают быть движениями со всеми вытекающими из этого последствиями.

Но так как мы думаем и анализируем с помощью языка, то получается, что контролировать язык языком невозможно. Поэтому он скрыт от прямого наблюдения. Это позволило развиться в этой сфере огромному количеству ошибок, заблуждений, предрассудков, мифов, ложных стереотипов, неправильных привычек и абсурдных методик. А по количеству бесполезных лохотронов эта сфера уступает разве что финансовым пирамидам.

 

Но все же я надеюсь, что вы не завсегдатай лохотронов, а умный и сознательный человек. Поэтому давайте немного разберемся в этой теме с помощью простого анализа, доступного даже ученикам начальных классов.

 

Главная проблема, как установил еще А. Коржибский в 1933 г., что язык - это многоуровневый (многопорядковый в переводе О.М.) термин, обозначающий на каждом уровне абстрагирования разные вещи, и их смешение и приводит к таким огромным проблемам.

Вот эти уровни:

1)Личный уровень

1-1)Язык как навык, как способ восприятия и как телесное движение. Образуется легко и просто, естественным путем, если заниматься правильно. Доступно даже младенцам и некоторым животным. Малозатратен по времени - примерно по 100 часов на каждый навык.

 

1-2)Язык как способ передачи смыслов - следующий уровень. Очень индивидуальный, в зависимости от количества знаний и смыслов, требуемых к применению в новой системе. Простым людям, не перегруженным лишними знаниями, дается тоже легко. Людям умственного труда времени нужно больше, но при правильном подходе - в разумных пределах. (100-500 часов)

 

1-3)Язык как способ выражения и передачи эмоций - такт, ритм, интонация, мелодика, дыхание, жестикуляция. Эта сфера плохо формализована и описана. Поэтому почти недоступна для теоретического изучения, но легко моделируется другими спсобами в процессе освоения предыдущих уровней.

 

2)Общий уровень

2-1)Язык как социальное явление, общественный договор, достояние народа, способ коммуникации и общения между людьми. Из этого источника черпаются элементы на первый и второй уровень, и каждый отбирает из этого неисчерпаемого источника личный стиль, личные смыслы, региональный говор или акцент, высокий или низкий стиль и многое другое.

 

2-2)Язык как носитель информации, способ передачи знания, опыта предыдущих поколений. Мощнейший инструмент, главный двигатель прогресса и цивилизации. Существует в разных формах, как письменный язык, языки науки, языки прикладных областей деятельности. Опять же бесконечный источник, из которого каждый черпает сколько хочет и может.

 

2-3)Язык как носитель обычаев, культуры, национального духа. Сказки, мифы, анекдоты, песни, стихи, литература, фильмы, телепередачи. Огромное количество информации, так или иначе несущее общее смысловое поле, общее знание, общее пространство. Присутствует своей частью в психике любого человека. Эти части могут сильно отличаться даже в носителей одного и того же языка.

 

3)Научный уровень

3-1)Описание научной модели языка (2-1). Знания о языке как знаковой системе, ее устройство и функционирование. Лингвистика структуры (Фонетика, морфология, грамматика, синтаксис)

 

3-2)Описание взаимоотношения между знаковыми системами и передаваемыми ими смыслами в разных языках (языки 2-2, 2-3). Лингвистика содержания. Словари, лексика, семантика и сравнительная грамматика.

 

3-3)Описание модели образования личного языка (как из уровня 2 получается уровень 1). Психология, педагогика, методика, психолингвистика.

 

   Если описать это простой метафорой, есть колодец (уровень 2) и каждый человек черпает из него свой язык (уровень 1). Но вместо этого ему предлагают (и/или заставляют) учить теорию колодцев, теорию ведер, теорию воды и теорию черпания, не давая при этом самой воды!

 

И люди настолько уже привыкли к этому, настолько это стало обычным и привычным, что у них даже и мысль не закрадывается, что что-то здесь не так, что что-то неправильно и это можно изменить!

 

Оборотная сторона этой "медали" - хваленые западные методики, коммуникативный подход, эмоциональные, суггестивные методы и прочие достижения цивилизации.

 

А это бизнес...

Очень большой бизнес...

Это второй фокус с колодцем.

Если показать вам колодец и научить из него доставать воду, кто же будет платить огромные деньги за каждую каплю, за каждую порцию?

Поэтому вам не покажут ни колодца, ни ведра, ни процесса черпания. А будут выдавать маленькие порции, без объяснения, где это берется и почему именно таким образом.

Пока у вас не закончатся деньги или мотивация, и вы отключитесь от этого увлекательного занятия для созревания на следующую попытку, следующий круг в бесконечном цикле...

 

Т.е. получается выбор без выбора, две противоположности, каждая их которых ведет в свой тупик!

А какой же выход? Очень простой.

Запишитесь на семинар Геннадия Бушуева и подпишитесь на рассылку студии английского языка Филолингвия на сайте http://filolingvia.ru/ и мы покажем вам и колодец, и ведро, и как черпать, и даже заставим это сделать на самом деле, а не в теории!

Автор статьи Виталий Диброва

Поделись с друзьями